На прошлой неделе в Санкт-Петербурге прошел вечер проекта The Social, в рамках которого организовываются регулярные неформальные встречи людей, представляющих разные профессиональные области и объединенных желанием узнать что-то новое. Проект появился три года назад в Швейцарии и сегодня насчитывает 40 тысяч участников в 12 странах. Цель проекта – девиртуализация общения между людьми, возвращение его в реальность. Организаторы привлекают к участию в митапах разнопрофильных спикеров из разных сфер жизни, чтобы темы общения не ограничивались узкой профессиональной областью, а процесс нетворкинга проходил внутри комьюнити, интересующегося новыми идеями и трендами будущего. На последней встрече с неформальной мини-лекцией для гостей The Social выступил Павел Белов — декан физико-технического факультета Университета ИТМО и руководитель Международного научно-исследовательского центра нанофотоники и метаматериалов. Ученый рассказал про взгляд на современную науку из России.
Финансирование современной науки
Сегодня для получения новых знаний не только государства вкладывают средства из государственного бюджета в науку, но и компании финансируют научные разработки. Так, на базе многих фирм функционируют исследовательские центры с научными коллективами. Из-за того, что наука финансируется не напрямую от государства, но также из фирм, она меняется и становится более ориентированный на прикладные задачи. Несмотря на это, наука на 90 % сосредоточена и генерируется в университетах. Эта ситуация не совсем характерна для России, где существует долгая традиция базирования науки в РАН.
Как изменились задачи современного ученого, а также уровень привлекательности профессии в России
Подход к науке как к практико-ориентированному производству новых знаний меняет весь вид науки, в том числе образ ученого. Современный ученый – это эффективный менеджер, почти бизнесмен, который может заниматься наукой 5% своего времени, а остальные 95% посвящать вопросам планирования: поиском кадров и финансирования, выбором направления исследований и другое. Результаты, которые получает ученый, связаны с его менеджерскими способностями.
В России привлекательность профессии ученого за последние 10 лет значительно выросла. В 2000-е профессия ученого была максимально непопулярна, для сравнения – профессия дворника была чуть менее популярной. Образ ученого ассоциировался у населения с нищенским существованием. Сегодня я готов заявить, что люди, которые знают правила «игры» – финансирования и ведения проектов, ездят на хороших автомобилях, живут в хороших домах и получают достойную заработную плату по европейским меркам. При этом они не воруют, а легально получают доход за то, что предоставляют результаты научных исследований, на которые выделяются деньги. Ситуация изменилась после принятия решения правительством о выделении финансирования на грантовой основе. С тех пор наука в России приобретает все более европейский вид.
Наука глобальна
Современная наука интернациональна. Сегодня неэффективный подход – заниматься наукой в одном месте. Такой подход не позволит решить проблему, которую решают ученые по всему миру. Сейчас над научными задачами люди работают интернациональными группами. Необходимые навыки и компетенции берутся из разных мест, например, численные методы – из Великобритании, оборудование – из Австралии, идея исследования – из России и так далее. Такая наука противопоставлена тому железному занавесу, который был в российской науке в советский период, когда ученые работали на конкретный НИИ и создавали что-то по конкретному государственному заказу. Перестраиваться сложно, но это реалии современного мира. Сколько бы ресурсов ни давали НИИ, систему с международной наукой не обогнать, так как не набрать нужных кадров.
Например, в нашем исследовательском центре мы, среди прочего, занимаемся исследованием МРТ. В России не производят магнитно-резонансные томографы, поэтому, чтобы вести проект, нам нужны голландские компании, которые производят томографы, нужны бельгийцы, которые делают численные методы, финны, которые производят магниты, англичане, которые производят антенны. Вместе получается качественный проект, представители которого встречаются в разных частях мира. Таким образом, научные проекты рассредоточены по всему миру.
Мобильность ученых
Многие молодые ученые уезжают за границу, однако это не стоит воспринимать как утечку кадров, это называется мобильностью. Получить нужную квалификацию в полном объеме невозможно в одном месте, будь это Россия, Великобритания или США. Человек должен на разных уровнях своего обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура и далее) находиться в разных местах и получать разный опыт. В Финляндии после защиты PhD запрещено оставаться работать в том же университете в течение двух лет после защиты. Молодой ученый должен уехать в другое место и там набраться опыта, и только потом вернуться.
Наука делается молодыми
Как показывает статистика, возраст гениальности и получения каких-либо впечатляющих результатов приходится на период от 30 до 40 лет, после 40 вероятность изобретения крайне мала. То есть, по статистике, наука делается молодыми, и современная наука делается молодыми. У меня есть ученик, который поучился в России, Европе и Австралии, защитил кандидатскую в 32 года и является одним из самых цитируемых российских ученых.
Распространение научных знаний
Наукой занимаются, чтобы создать знание, и, значит, его надо куда-то передавать, поэтому система передачи знаний должна быть налажена. Одного изобретения недостаточно, система распространения полученных знаний очень важна. Во-первых, в России гипертрофированная система с публикациями. Ученые не всегда понимают, зачем результаты их исследований нужно публиковать. Многие думают, что для отчетности или еще для каких-то подобных целей, но они не понимают, что главная цель публикаций – сделать так, чтобы другой человек прочитал и прочитал там, где есть большой спрос на научный контент. Публиковаться надо там, где читают. Кроме того, важно выступать на конференциях и воспринимать их не как возможность посмотреть на Эйфелеву башню, а как возможность общения с коллегами из других стран, обмена результатами, налаживания контактов. Нормальные научные группы это делают естественным образом. Иногда информация передается не путем публикаций, а устным словом с помощью конференций, и это тоже эффективный инструмент – информация распространяется быстрее и быстрее влияет на научные результаты по всему миру. Еще одна важная активность – научно-популярные выступления ученых. Сегодня в России этот формат подхватывается и его ценность осознана, правда, только молодым поколением.
Общность русскоязычного научного сообщества
Большинство людей, которые занимаются серьезной наукой, к сожалению, выехали из страны во время перестройки и располагаются сегодня в Израиле, США, Европе и других местах. Где-то 80 % основных русскоговорящих научных работников находятся вне территории Российской Федерации. Это сообщество работает эффективно, в любой научной области на любой конференции топовые доклады принадлежат людям, фамилия которых выдает в них бывших жителей постсоветского пространства. Та часть комьюнити очень цельная, все люди друг друга знают, они общаются на конференциях и распределены пропорционально уровню стран – большинство в США (топовая страна по науке), затем в странах Европы, Китая и далее. Комьюнити в России делится на две части: старое поколение, пережившее времена перестройки в стране, они укоренились там, где выживаемость была лучше, и «возвращенцы» – люди, которые вернулись работать в Россию. Я отношусь ко второй группе, 10 лет назад мне показалось правильным и выгодным вернуться в Россию и продолжать деятельность здесь.
Дарья Софина
Редакция новостного портала