Летом магистрант кафедры нанофотоники и метаматериалов Артем Ларин провел месяц в летней школе по нанофотонике в Университете KAUST (King Abdullah University of Science and Technology, Саудовская Аравия). Пройдя конкурс 20 человек на место, он отправился на стажировку в компании двух других студентов Университета ИТМО, чтобы познакомиться с университетом и поработать над исследованием. Артем Ларин рассказал ITMO.NEWS, чем запомнилась поездка и почему каждому стоит побороться за такую стажировку.
О программе
Я оказался в числе 25 человек, которых организаторы школы отобрали из 500 заявок со всего мира. Россию представляли восемь студентов – трое из Университета ИТМО (помимо Артема, на стажировку отправились магистрантка кафедры оптической физики и современного естествознания Татьяна Кормилина и магистрант кафедры лазерных технологий и систем Александр Коновалов) и пять студентов СПбГУ. Также в школу приехали студенты из Мексики, Латвии, Словении, Словакии, Испании, Италии и Нидерландов. Программа длилась четыре недели, однако уже во время оформления заявки у каждого потенциального участника спрашивали, сможет ли он остаться в Университете KAUST на более длительное время – вплоть до полугода. Я отказался от такой возможности, потому что мне было необходимо продолжать работу над исследованием в рамках магистерской программы в России, однако были и те, кто остался. Так, двое российских студентов дали свое согласие на продолжительное обучение в Саудовской Аравии. Университет открыт для студентов и старается привлечь к себе ребят на аспирантские позиции. Во время программы некоторых участников, которые выразили желание продолжить карьеру в этом месте, проверяли на знание английского языка с помощью локального экзамена IELTS и собеседования.
В летную школу по нанофотонике могут отправиться исключительно студенты. Так, в этот раз участниками программы стали магистранты и бакалавры последнего года обучения. Особенность программы в том, что она максимально выгодна для студента как по научной части, так и по финансовой, что немаловажно. Организаторы покрывают участникам абсолютно все расходы, студентам не приходится тратить собственные средства. Все, что требуется от участника программы, ответственно подходить к выполнению своей задачи и отчитаться о проделанной работе.
Более серьезно, нежели во многих других странах, кураторы программы подошли к моменту осведомления студентов об особенностях территории, на которую они попали. Например, первую неделю программы отвели под знакомство с представителями вуза и ознакомление с местными законами. Так, к своему удивлению, мы узнали, что в Саудовской Аравии нельзя говорить о религии, о соседних конфликтных государствах, об алкоголе и других вещах. Организационных моментов было очень много, но они воспринимались легко, так как уровень организации программы действительно на высоте. Во время второй недели участники познакомились с шестью лабораториями, в которых им предстояло работать, а также с профессорами этих лабораторий. После этого мы приступили к исследованиям.
Об Университете KAUST
Приезжая в Университет KAUST, ты попадаешь не в национальный университет, а по сути, в международный центр, который вобрал компетенции профессионалов научной сферы со всего мира. Поэтому появляется уникальная возможность познакомиться с людьми, которые совершенно иначе подходят к решению как научных, так и бытовых задач. Примечательно, что университет был открыт в 2009 году, его техническое оснащение считается самым современным. Лаборатории университета действительно оборудованы по последнему слову техники, есть много оборудования, на котором интересно работать. Например, в университете мне удалось ближе познакомиться с лабораториями, которые называют «чистыми». Речь идет о таких лабораторных помещениях, где в воздухе поддерживаются в определенном заданном диапазоне размер и число таких частиц, как пыль, микроорганизмы, аэрозольные частицы и химические пары. При необходимости в них также могут контролироваться и другие параметры – например, влажность, давление и температура. В такую лабораторию необходимо заходить в специальной экипировке, а сами лаборатории предназначены, как правило, для проведения в ней химических экспериментов, требующих высокой чистоты окружающей среды. Посещение такого помещения обходится очень дорого. В Санкт-Петербурге я сталкивался с подобными технологиями, однако масштабы совершенно разные.
Среди постоянного штата сотрудников совсем небольшое число жителей страны – арабов, все остальные научные сотрудники и представители профессорско-преподавательского состава – приглашенные эксперты со всего мира. Например, в университете работает известный ученый Адреано Фраталоччи, который, к слову, является партнером Университета ИТМО и работает с соруководителем Центра нанофотоники и метаматериалов Университета ИТМО, профессором Австралийского национального университета Юрием Кившарем.
Исследование в рамках программы
Перед тем, как отправиться в университет, каждый участник выбирает себе профессора, с которым ему предстояло работать. Я выбрал итальянского профессора Карло Либерале, так как он единственный занимался оптикой. По бакалаврскому образованию я оптик, однако в моем исследовании оптика играет не самую важную роль. В Университете KAUST мне хотелось поработать именно с этой научной областью, и кураторы предложили мне подойти к оптике с точки зрения биоинженерии. Я работал в лаборатории, в которой занимаются биоинженерией, в частности рамановским рассеянием – это моя любимая тема. Оптические сферы в данном случае используются для целей биоинженерии.
Профессор, которого я выбрал, в свою очередь, предложил мне несколько тем для исследовательской работы. Цель моего проекта заключалась в улучшении установки по временным и шумовым характеристикам. В моей лаборатории было установлено специальное оборудование, которое дает спектр стимулированного рамановского рассеяния (SRS), что, в свою очередь, дает информацию о колебаниях молекул внутри материала. По колебаниям молекул биологи наблюдает за процессами внутри бактерий, изучают их биологический состав и проводят имиджинг – производство изображения исследуемых объектов с помощью спектров стимулирования романского рассеяния. Такого изображения невозможно добиться с помощью оптических микроскопов, в это же время SRS позволяет делать контрастное изображение и снимать быстрые процессы, которые в обычные микроскопы вовсе не видны. Я занимался апгрейдом этой установки для того, чтобы она смогла быстрее делать снимки. Изначально установка производила имиджинг со скоростью один кадр за милисекунду. В результате моей работы удалось ускорить этот процесс в 10 раз.
У всех участников программы задачи были разные: кто-то занимался моделированием, кто-то – проведением экспериментов, сбором статистики и обработкой данных. Мне же хотелось на базе Университета KAUST позаниматься задачами для решения проблем нелинейной оптики.
О лабораториях
Работа в лабораториях не сильно отличается от того, к чему я привык в России, однако серьезно отличается административная часть работы. Например, особое внимание уделяется технике безопасности. Так, чтобы получить доступ к лабораториям, каждая из которых находится под паролем, необходимо пройти тесты по правилам техники безопасности. Всего мы прошли пять таких тестов, каждый из которых длился час. Другими словами, один день у нас полностью ушел на то, чтобы просто попасть в лабораторию. Нам кажется это странным, но уровень организации и порядка там действительно впечатляет: на каждое действие в лаборатории есть правило, которое все беспрекословно соблюдают. Именно поэтому в этих лабораториях очень приятно работать.
Кому стоит ехать
Всем. KAUST Photonics summer camp – это волшебная возможность на безвозмездной основе оказаться в одних из самых современно оснащенных лабораториях на земле, главное – ответственно выполнять работу, для которой ты туда едешь. Более того, как показывает практика, такая стажировка дает возможность задержаться в Университете KAUST на более длительный срок.
Дарья Софина
Редакция новостного портала