С 1 по 6 июля Центр «Интеллект» и Новый физтех провели образовательную программу для школьников Ленинградской области «Проба пера». Участники, успешно завершившие программу, смогут принять участие в масштабной годовой образовательной программе «Моделирование физических процессов», где будут совместно с Университетом ИТМО готовиться к выступлению на конкурсе «Большие вызовы».
В рамках «Пробы пера» ребята решали тренировочные задания в командах до 4 человек. Задания представляли собой моделирование самых различных физических систем. К примеру, построение модели распространения пожаров и солнечных лучей в неоднородных средах, исследование механизма бильярдных ударов, анализ поведения систем с периодическим движением. Также школьники рассмотрели, как WiFi-сигнал распространяется в помещении, и проанализировали, что может служить препятствием к этому, а что, наоборот, способствует усилению сигнала.
Результат каждого задания был визуализирован с помощью собственноручно написанных программ на языке Python. Участники разобрались в том, как с помощью компьютера можно решать реальные физические задачи, оценили плюсы и минусы своих моделей. В конце смены прошла презентация итоговых проектов.
Мы собрали впечатления школьников, участвующих в программе и их преподавателей:
Лукашов Сергей, МОБУ СОШ 6 г. Всеволожск
«Самым удивительным оказалась атмосфера. Никогда не было проблем с коммуникацией: как между ребятами, так и при обращении к преподавателям. Александр, Семен и Юля всегда давали очень информативные и полные ответы на наши вопросы, помогая лучше понять теоретический материал. Работая над проектом «Поиск оптимальных ударов в бильярде» участником нашей команды пришлось освоить новый язык программирования, разобраться, как работает численное моделирование и реализовать алгоритм имитации отжига. Во время подготовки к презентации работ преподаватели также давали комментарии касательно техники публичных выступлений и учили нас важности грамотно преподносить результаты своей работы».
Хозяшев Назар, МБОУ «Кингисеппская СОШ №1»
«Программа Проектной Школы от ИТМО это незабываемые эмоции, ценный опыт и новые полезные твердые навыки! На программе нашей задачей было моделирование физических явлений и процессов, итоговый результат которого мы должны были представить перед пятью неподкупными жюри! Каждый день ставил нам новые трудности, но под зорким глазом и сильной рукой наших наставниках мы умело проходили их! И, в итоге, мы справились! Спасибо большое нашим замечательным преподавателям Александру, Семену и Юле за то, что провели нас через этот нелегкий тернистый путь!»
Бабаева Елизавета, МОУ «Киришский лицей имени героя Российской Федерации Александра Соколова»
«Программа очень насыщенная, интересная. За неделю сессии значительно увеличила свой уровень программирования! У всех ребят были проекты на разные темы, что очень интересно послушать и есть возможность узнать много нового. Преподаватели тоже очень классные, подробно все объясняют, помогают».
Юля Тиманкова, педагог, студентка Нового физтеха:
«Было очень здорово поучаствовать в организации такой программы. Удивило то, как все ребята освоили необходимый для их проектов материал в сжатые сроки и показали хороший уровень понимания материала на защите. В ходе выполнения проектов они столкнулись и с тем, какие есть особенности командной работы и представления результатов проекта, кто-то справился лучше, кто-то менее опытен в этом, но все ребята большие молодцы и хочется верить, что они получили ценный опыт и узнали что-то новое и интересное».
Семен Чугунов, педагог, студент Нового физтеха:
«Очень рад, что именно мне предложили вести практические занятия в проектной школе. Несмотря на отнюдь не простые формулировки задач, ребята прекрасно справились с разбором теоретической части и реализацией численной модели. Более того, помимо достижения результатов, которые можно и нужно демонстрировать публично, ребятам удалось прокачать свои навыки работы в команде и публичного выступления. Каждый из них приобрел ценный опыт решения научной задачи и увидел, насколько классным и важным может быть результат, если работа ведётся в дружном и мотивированном коллективе, где каждый готов оказать любую помощь».
Александр Макаренко, педагог, студент Нового физтеха:
«Для меня это не первый опыт работы со школьниками, но здесь ребята не просто двигали вперед свои знания по предметам готовясь к олимпиадам, а занимались чем то концептуально новым. Со многими вещами они познакомились впервые, но, тем не менее, смогли разобраться и справились с поставленной задачей. Многие подзадачи требовали творческого подхода, и ребятам удалось понять, что такое заниматься хоть небольшими, но все таки исследованиями в своих темах».