Дмитрий Добрых, программа «Радиочастотные системы и устройства»
В бакалавриате я обучался в Университете ИТМО на кафедре фотоники и оптоинформатики. На втором курсе, когда нужно было выбирать научного руководителя и лабораторию для научной деятельности, я пошел к Павлу Белову в лабораторию метаматериалов. Уже за два года до поступления в магистратуру я работал в лаборатории и занимался микроволновыми экспериментами в безэховой камере. Мне это нравилось, и была интересна наука в целом, но я понимал, что в моих знаниях много пробелов. Мой научный руководитель сказал мне, что открывается новая магистерская программа, и я смогу совместить научную работу и учебу, а также, что он станет одним из преподавателей на этой кафедре. Так я поступил на программу «Радиочастотные системы и устройства».
Эта магистратура подойдет тем, у кого есть интерес к науке, потому что там предлагается большой выбор направлений, современное оборудование и научные руководители, которые действительно заинтересованы в результатах. Наука и обучение, в свою очередь, тесно связаны. Можно заниматься теоретической физикой, либо оптическими или микроволновыми экспериментами, либо улучшением устройств для магнитно-резонансной томографии. Вариантов действительно много. Раньше я занимался разработкой беспроводных катушек для магнитно-резонансной томографии и написал на эту тему диплом в бакалавриате. В магистратуре я решил попробовать новое направление и выбрал топологическую фотонику. За время обучения в магистратуре у меня вышло несколько хороших научных публикаций. Для людей, которые в будущем хотят поступить в аспирантуру, это отличный задел.
Так как магистратура открылась в научном центре, для заинтересованного студента здесь есть все, чтобы научные результаты не заставили себя ждать, а это открывает возможности для побед в конкурсах на стипендии и поездок на конференции. Так, осенью я ездил на конференцию во Владивосток, а моя одногруппница через две недели отправится на конференцию по МРТ в Париж.
Для тех, кто учится на «отлично» предусмотрена дополнительная стипендия от кафедры, однако надо заметить, что учеба здесь довольно трудная.
Шаукат Ахметзянов, программа «Радиочастотные системы и устройства»
Я окончил бакалавриат в Казанском федеральном университете. Когда я поступал в Университет ИТМО, я знал, что программа, на которую я иду, новая. При поступлении я слышал, что создание этой программы – некая попытка возрождения направления радиофизики. Бакалаврская программа, на которой я обучался, была смежной – в Казанском федеральном университете я учился по направлению «Радиофизика», однако специальность немного отличалась и была связана с магнитным резонансом, в частности с ядерным магнитным резонансом и электронным парамагнитным резонансом. По окончании бакалавриата я загорелся идеей двинуться дальше в образовании и рассматривал разные варианты, в том числе зарубежные вузы. Я сдавал экзамены на знание английского языка, однако на тот момент уехать за рубеж не удалось, и я обратился к российским вузам, отправляя письма на официальную почту специалистов, которые занимаются приемом абитуриентов. Мне очень понравилось, насколько оперативно отреагировал на мое обращение Университет ИТМО: со мной практически сразу связались, и я подал заявку online – все было просто. К слову, я подавал заявку не на прохождение экзаменов, а по зачету итоговой государственной аттестации, на тот момент я уже получил диплом и имел как дипломную оценку, так и оценку единой государственной аттестации. Мне понравилось, что не пришлось сдавать дополнительных экзаменов. Руководитель программы связалась со мной по Skype, где мы провели собеседование, и мне выслали пару тестов для проверки знаний – тогда я отметил для себя высокую заинтересованность у руководителя программы.
Магистерские программы совсем недавно появились в России, поэтому почти везде они еще не очень хорошо обкатаны. Иногда создается впечатление, что преподаватели не знают, что именно предложить студенту в магистратуре – это проблема большинства вузов страны. В Университете ИТМО от магистранта одновременно требуют ведения научной деятельности и интенсивного обучения. Получается, к прежнему формату обучения добавляется большой объем научной деятельности. Порой бывает очень сложно, так как темы, которые мы проходим на этом этапе обучения, мы никогда ранее не рассматривали. Также много зависит от научного руководителя, который советует литературу и определяет вектор развития студента. В рамках моей программы такой подход оправдан, так как метаматериалы – это острие науки, огромное актуальное поле для изучения. В это же время порой создается впечатление, что нагрузка пока не распределена равномерно. Большое количество преподавателей только начали свою преподавательскую деятельность, и им предстоит еще многому обучиться в работе со студентами.
Полный текст интервью читайте на ITMO.NEWS