Летняя практика

О программе

Каждое лето наши научные сотрудники предлагают выпускникам 9-х и 10-х классов решать актуальные научные задачи под своим руководством
Наша главная идея – показать вам, школьникам, что, первое — физика интересна и многогранна, и второе — занимаясь физикой, вы сможете построить успешную исследовательскую карьеру.

Программа летней практики обычно включает в себя лекционную часть, где участники знакомятся с факультетом и прослушивают специальный курс по физике в доступном изложении, и практическую, которая включает работу над проектами под руководством преподавателей и учёных Нового физтеха ИТМО.

Практика проходит в очном формате на площадке Университета ИТМО.

В 2024 году набор на летнюю практику ведётся на конкретные проекты, с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Успешное прохождение и защита практики в 10 классе даст вам +5 дополнительных баллов при поступлении в ИТМО.

Полезные ссылки

Научный куратор практики
Ксения Барышникова
Senior Lecturer
k.baryshnikova@metalab.ifmo.ru

Даты

Сроки проведения практик:

10 класс: 17 - 28 июня

9 класс: 1 - 12 июля

Список участников практики (10 класс)

Проекты этого года

Мираж как пример оптического эффекта в среде с неоднородным показателем преломления
Мираж как пример оптического эффекта в среде с неоднородным показателем преломления

Миражи издавна были темой преданий и легенд, они манили и пугали. Нашей задачей будет разобраться в механизме возникновения миража, изучить способы описания света в неоднородной среде и в итоге рассчитать траекторию световых лучей и нарисовать мираж с использованием компьютерной симуляции. В ходе выполнения проекта Вы изучите: 

  1. Основы лагранжева формализма теоретической механики, понятие варьирования. 
  2. Принцип наименьшего времени Ферма в оптике, как с его помощью получить закон преломления Снеллиуса, связь с интегральными вариационными принципами механики.
  3. Способ построения траектории движения частицы в потенциальном поле и траектории распространения луча света в среде.
  4. Простейшую модель миража в стратифицированной атмосфере.
  5. Что такое нижние и верхние миражи, множественные миражи, фата-моргана? Как заглянуть за горизонт при помощи миража?
  6. Курс молодого бойца по программированию на языке Python.

Подробнее о проекте 

 

Задачи для отбора на проект: основной блок + спецзадача №2 (а также, крайне желательно, но не обязательно - спецзадача №3)

Научный руководитель
Оптические вихри
Оптические вихри

Во время проекта ребята познакомятся с голограммами, узнают их принципы работы и методы их расчета. Также ребята познакомятся с оптическими вихрями, их применением и их видами. На языке Python реализуют расчет голограмм. Кроме того, ребята посетят оптическую лабораторию, где они вживую пронаблюдают результаты их расчетов.
Во время проекта:

  1. Вы познакомитесь с основными видами световых волн и их характеристиками
  2. Научитесь складывать волны
  3. Узнаете, что такое дифракция световых волн и способы ее расчета
  4. Усилите свои навыки программирования (в том числе и на Python)
  5. Сделаете свою модель расчета голограммы
  6. Научитесь самостоятельно анализировать результаты дифракции на голограмме
     

Подробнее о проекте

 

Задачи для отбора: Основной блок + спецзадача №1
 

Научный руководитель
Лазерно-индуцированная генерация наноструктур из тонких пленок золота
Лазерно-индуцированная генерация наноструктур из тонких пленок золота

В рамках проекта школьникам-участникам будет предложено апробировать различные методы лазерно-индуцированной фабрикации нанофотонных элементов (т.е. создание наноэлементов с помощью различных режимов лазерного излучения) из тонких пленок металлов. В рамках проекта школьники коснутся вопроса проектирования оптических систем, отвечающих требуемым параметрам экспериментов и сбора качественных и количественных результатов измерений и составлении на их основе выводов по проектной работе. Ребята познакомятся с основами волновой оптики, самостоятельно получат субмикронные частицы, узнают о принципах работы оптических приборов, научатся работать с оптическим микроскопом, получать и интерпретировать темнопольные изображения, а также узнают, как получаются снимки с помощью электронного микроскопа. 


Во время проекта вы начнете работать с такими понятиями, как:

  • твердотельный волоконный лазер;
  • ротатор Фарадея;
  • призма Глана;
  • полуволновая пластинка;
  • модулятор гармоники;
  • делитель луча;
  • числовая апертура;
  • пьезоэффект;
  • принцип Ле Шателье-Брауна;
  • сила поверхностного натяжения и смачиваемость.

 

Задачи для отбора: Основной блок + спецзадача №5

Научный руководитель
Разработка устройства для МРТ-сканирования мозга человека
Разработка устройства для МРТ-сканирования мозга человека

В рамках проекта участникам предлагается исследовать настройку антенных элементов приемо-передающей радиочастотной (РЧ) решетки на основе диполей для магнитно-резонансной томографии (МРТ) головы человека. Во время проекта будет изучено понятие антенны, в частности, диполя, а также физические основы МРТ, устройство и принципы работы блоков МР томографа. Будут проведены численное моделирование одиночного диполя и системы диполей, настройка для работы в сверхвысоком поле МР томографа и численные расчёты электромагнитных полей РЧ решетки на их основе. Задача проекта – разработать численную модель РЧ решетки с наиболее однородным РЧ полем в области головного мозга человека.
 

 

Задачи для отбора: Основной блок + спецзадача №4

Виноград в микроволновке, и причем тут плазмоника
Виноград в микроволновке, и причем тут плазмоника

В рамках проекта школьники проведут качественное и количественное исследование эффекта генерации плазмы из винограда в микроволновой печи с использованием численного моделирования в программе Comsol Multiphysics. Участники проекта ознакомятся с основами оптики и плазмоники, а также освоят базовые навыки высшей математики. Учитывая общую природу волновых процессов и знание о том, как близко расположенные друг к другу металлические частицы могут локально усиливать поля в оптическом диапазоне, участники проекта смогут построить распределение полей в виноградинах в микроволновом поле, предсказать генерацию плазмы в зависимости от параметров системы, а также графически описать взаимодействие излучения с исследуемыми объектами.
 

 

Задачи для отбора: Основной блок + спецзадача №8

Научный руководитель
Полупрозрачный электрод на основе углеродных нанотрубок для изготовления оптоэлектронных устройств
Полупрозрачный электрод на основе углеродных нанотрубок для изготовления оптоэлектронных устройств

Разработка простого и эффективного метода гомогенного диспергирования углеродных нанотрубок в матрице, а также предотвращения их рекластеризации в течение длительного времени является сложной и интересной задачей, решение которой позволит сделать шаг в развитии гибкой электроники. В проекте основное внимание будет уделено методам обработки углеродных нанотрубок и разработки технологии получения проводящих покрытий на основе углеродных материалов методами растворной химии. Кроме этого, будет возможность познакомиться и создать популярные сейчас и широко изучаемые в мировом научном сообществе светоизлучающие устройства на основе перовскита.
 

 

Задачи для отбора: Основной блок + спецзадача № 9

Научный руководитель
Создание и исследование прототипов ячеек памяти ReRAM на основе тонких плёнок металл-органических каркасов
Создание и исследование прототипов ячеек памяти ReRAM на основе тонких плёнок металл-органических каркасов

В рамках выполнения проекта предлагается синтезировать тонкие плёнки металл-органических каркасов (MOF) на основе металлов с различной электрохимической активностью, а также исследовать их проводимость, уделив особое внимание мемристивным свойствам - способности менять сопротивление в зависимости от приложения внешнего электрического поля. Данное исследование перспективно в области создания новых устройств записи и обработки информации. Вы познакомитесь с концептом резистивной памяти произвольного доступа (ReRAM) и свойствами металл-органических каркасов, проведете эксперименты в области наноэлектроники в нескольких лабораториях Нового физтеха. 
 

Подробнее о проекте

 

Задачи для отбора: Основной блок + спецзадача №6

Научный руководитель
Тёмная материя и вращение галактик
Тёмная материя и вращение галактик

Одной из самых больших загадок современной физики является тёмная материя - субстанция неизвестной природы, которая проявляется в гравитационном взаимодействии на космических масштабах. Вращение отдельных галактик и их скоплений, крупномасштабная структура Вселенной, гравитационное линзирование - вот основные явления, где влияние тёмной материи наиболее заметно. В этом проекте мы с вами изучим механику вращения галактик и поймём, как увидеть расхождение в данных астрономических наблюдений, которые говорят о присутствии некоторой скрытой массы. Мы научимся обрабатывать реальные астрофизические данные, моделировать движение звёзд и получать в результате полную массу тёмной материи в галактике и её распределение в пространстве. Кроме того, мы обсудим, как её можно искать в лабораторных экспериментах на Земле.
 

 

Задачи для отбора: Основной блок + спецзадача №7 “Полёт сквозь Землю”

Научный руководитель
Синтез металл-органического каркаса ZIF-8 для создания оптических сенсоров
Синтез металл-органического каркаса ZIF-8 для создания оптических сенсоров

Металлоорганические каркасы (MOК) - класс пористых кристаллических материалов, построенных из ионов металлов, координированных с органическими лигандами. Возможность настройки структуры и многообразие физико-химических свойств делают их отличными кандидатами в качестве материалов, способных изменять оптические свойства в присутствии различных аналитов. Таким образом, датчики на основе МОК могут контролировать утечку летучих органических соединений на производствах или в лабораториях. В рамках данной работы вы сможете: 
•  Синтезировать каркас ZIF-8 (МОК, состоящий из ионов цинка и органического лиганда 2-метилимидазола),  
•  Изготовить основу оптического детектора (монослой из частиц ZIF-8)
•  Ознакомятся с такими физико-химическими методами анализа как: 
•  Сканирующая электронная микроскопия (SEM)
•  Энергодисперсионная рентгеновская спектроскопия
•  Порошковая рентгенновская дифракция

 

Задачи для отбора: Основной блок + спецзадача №10

Научный руководитель
Проекты прошлых лет
Создание и исследование светоизлучающих устройств на основе перовскит-полимерного композита

В рамках проекта школьникам предлагалось создать рабочие образцы светоизлучающих электрохимических ячеек на основе свинцово-галогенидных перовскитов и исследовать их оптоэлектроные свойства. Участники проекта освоили и отработали такие технологические процессы, как растворный синтез галогенидных перовскитов и нанесение тонких пленок перовскит-полимерных материалов методом спин-коатинга, воспроизвели полный технологический цикл изготовления тонкопленочных светоизлучающих устройств, а также получили опыт измерения спектральных, вольт-амперных и вольт-яркостных характеристик изготовленных устройств.

Научный руководитель
Команда проекта
Максим Нагорных, Андрей Машкин, Александр Бруссер, Александр Желнинов - 9 класс
 

Я не знал ничего о работе физтеха. Эта практика многое рассказала. Лекционная и практическая части интересно и доступно объяснили, как можно применить знания на практике.

 

2021

 

Мне очень понравилась летняя практика! Я считаю, что это отличная возможность познакомиться с наукой и работой ученых. Мне было интересно работать над моим проектом, особенно мне понравилось то, что я смог применить свои навыки программирования в проекте. Также я рад, что имел возможность общаться с интересными людьми в рамках проекта.

 

2021

 

В практическом блоке понравилось все, особенно сдача проектов. Очень понравилась практика Юрия Кривосенко. Понятный, доступный, интересный и полезный материал для людей, которым интересна физика и математика.

2019

 

Организация очень понравилась! Курс был интенсивным и концентрированным. Полученные знания были предназначены не только для решения данной задачи, но и даны в общем объеме для дальнейшей работы в разных направлениях. В качестве пожеланий: составить четкое расписание занятий с привязкой по времени и кабинету!

2019

 

Из лекций понравилось все, в принципе. Очень круто было слушать что-то, что много школьников не услышат. Максимальная мотивация после данной практики. Я себя частенько чувствовал тупеньким, хотелось дотянуться. Так что огромное спасибо. В этом году мы были дистанционными слушателями, жалко, конечно. Но это огромный опыт дистанционного КРУТОГО образования. Так что ничего не меняйте, все максимально круто. В практической части понравилось моделировать, программировать, применять теор. знания на практике. Все классно. Спасибо всем за организацию и за участие.

2020

 

Все супер, кроме интегралов и логарифмов – их нет в школьной программе за 10 класс, непонятно, сложно (или хотя бы добавить их объяснение в доступном формате). Практика тоже понравилась. Только охранники не хотели пускать в корпус на Ломоносовской. Зато очень вкусное меню буфета. Передайте поварам спасибо. Желаем дальнейших успехов в вашей организаторской деятельности! P.S. Благодаря вам я поняла физику.

2019

 

Лекции вели интересные преподаватели, они не перегружали теорией и отвечали на вопросы, не связанные с темой лекции, но связанные с университетом и научной деятельностью. Практика тоже понравилась, но хотелось бы начало пораньше и перерыв подольше.

2019

 

Понравились отзывчивость преподавателя, понятное и спокойное объяснение. Михаил Жуков хорошо все объяснял и помогал в сложных моментах. Лекции были понятные и интересные.

2019

 

Понравились многие лекции, особенно, посвящённые непосредственно работе Нового физтеха, т. е. "профориентационная" часть практики. Лично мне было сложно сконцентрировать внимание; очень много знаний по очень разным темам за небольшой отрезок времени. Хотя для большинства это, наоборот, главный плюс. Понравилась возможность плотного общения с преподавателем. В том числе и во время вне практики. Наверное, я не стал бы менять ничего :-) Узнал ли я что-то новое для себя? Да, это точно. Раньше я ничего не знал ни о возможных направлениях работы физика, ни об их возможностях.

2020

 

Больше всего понравились экскурсии по оптолабе и безэховой камере. Даже не знаю, что можно было бы изменить, в принципе все было +- интересно, зависит от лектора и предмета рассказа, может больший упор на теорию и экскурсии, чтобы лекции были ближе к школьной программе, цепляли олимпиадные задачи и показывали красоту физики)) На практике понравилось разбираться, на чем основаны те или иные явления, наблюдать за моделированием в cst и конечно писать аналит. модель в питоне. очень классно писать код, который имеет явное практическое применение и теор. результат совпадает с моделированием(теперь опрос стал менее анонимным, но я хотел поделиться впечатлениями). Если практика и дальше будет проходить заочно, то, я думаю, можно попытаться сплотить коллектив и всем познакомиться на первом занятии, просто формат очень новый и сами участники практики навряд ли сделают первый шаг, а проект подразумевает работу в команде. Уверен, что с темами проектов проблем не возникнет, и они будут такими же классными! Узнал ли я что-то новое? Да! Слабо представлял себе раздел исследований, связанных с фотонными кристаллами, а благодаря практике на себе прочувствовал, что это такое! Понял, что знание языков программирования иногда очень помогает. Просто хочу сказать спасибо за организацию всей этой практики, у вас очень круто вышло для первого дистанционного опыта!!!

2020

 

Время, затраченное на лекции очень удобное. Не слишком много, не успеваем уставать или проголодаться, и при этом достаточно для понимание. Экскурсии тоже были прекрасной идеей, очень хотелось бы побывать во всех местах самостоятельно. Но здорово было бы потратить первый день на объяснение понятийного аппарата всех, кто читал лекции… В рамках практического блока вся неделя была теоретическим подводом к тому, чтобы мы самостоятельно в конце сделали проект. Понравилось, что получился результат. понравилось, что сначала нас ввели в понятия и было легко позже с ними работать. Понравилось, что были отклонения от темы, касающиеся ее косвенно, но очень интересные. Почему-то пришла идея добавить в проекты к школьникам пару студентов-первокурсников, из интереса… Конечно, я узнала что-то новое, собственно, все было новым, тема проекта включала в себя слово, мне неизвестное, и чтобы вобрать по максимуму я выбрала ее. Практика не изменила мое представление о деятельности физика, т.к. про то, как работают волны и вообще звук я не имела представления, так что нечего менять.

2020

 

Очень здорово было получить краткий экскурс в новейшие области науки и, соответственно, стимул изучать темы дальше) Кроме того, возможность познакомиться с научными сотрудниками и побывать хоть виртуально в лабораториях - это классно! Мне кажется, главное, что хочется добавить - количество дней) На самом деле, было бы интересно получить так же различные ссылки на материалы/программы/статьи для изучения, полезные и содержательные с точки зрения лекторов. На практике понравилась больше всего возможность поработать удаленно на компьютерах - в моем случае в cst, а так же получить практическое применение своим знаниям и навыкам программирования, а главное - по интересной и актуальной теме. Конечно, очень хочется проводить эксперименты и опыты, но в современной ситуации, опять же хотелось бы увеличить спектр рассматриваемых задач (как и время на работу), и, возможно, работать по двум направлениям - потому что выбрать сложно и хочется поучаствовать хотя бы в двух (быть может это возможно реализовать посменно ?) В целом, очень много новой информации и хочется узнать еще больше! (и поработать на годовой практике тоже))) Спасибо вам огромное за эту практику❤❤❤

2020

 

Больше всего понравились интерактивные лекции и дистанционные экскурсии, было очень интересно) Возможно, было бы неплохо поменять порядок лекций, потому что лекции первого дня показались более сложными для понимания, чем последующие. В практическом блоке понравились индивидуальный подход руководителей проекта, очень подробное и понятное объяснение, уютная атмосфера работы в команде. Оптика и физика субволновых тел меня теперь очень заинтересовала. По поводу работы физика, я даже не представлял, что всего лишь за неделю школьники смогут вообще что-то весомое сделать, а оказалось, что мы научились моделировать поведение волн в профессиональной программе и получили в качестве результата фотонный кристалл, много новых и интересных знаний, а также незабываемые эмоции.

2020

 

В лекционной части понравилась возможность задавать вопросы, доступный формат. Можно было бы добавить вопросы для того, чтобы подумать после лекции. На практике было очень увлекательно, много новой информации и прокачка скиллов. Практика определенно изменила мое представление о работе физика. Теперь, есть над чем задуматься. Спасибо за эти 2 недели, я очень рада, что смогла принять участие в данной практике, надеюсь, что такая возможность у меня не последняя (я живу не в Питере).

2020

 

Занятия с Юрием Кривосенко подарили большой объем знаний за малое время и незабываемые впечатления.

2019

Я хочу попасть к Вам на летнюю практику. Что я должен для этого сделать?

Заполнить анкету на сайте максимально подробно и ждать оглашения результатов отбора.

Вы берете школьников только из физмат школ?

Нет, не только, однако ваша физмат подготовка имеет значение. Поэтому укажите любые достижения в этой области в анкете.

Прохождение практики дает бонусы при поступлении в ИТМО?

Успешная защита проекта по окончании летней практики даёт +5 баллов при поступлении в ИТМО.

Летняя практика — это платно?

Это бесплатно!

Зачем мне проходить практику у вас?

Для того, чтобы примерить на себя роль студента физического факультета и ученого и узнать больше об исследовательской работе.

Но для успешного прохождения практики необходим в первую очередь интерес к проектной деятельности по предлагаемым нами тематикам, а также к самому Новому физтеху. Пожалуйста, не нужно записываться к нам ради галочки)

Я обожаю олимпиадные задачки! Я ведь правильно понимаю, что у вас на практике я покажу класс?

Не совсем. Олимпиады — это здорово, но деятельность ученого далека от решения олимпиадных задач. Мы не будем решать с вами задачки, зато покажем, как работают настоящие ученые.

Я очень хочу попасть к Вам на практику, но первые два дня/последние два дня/два дня в середине попадают на экзамен/сплав/стажировку в Яндексе. Я автоматически пролетаю?
В этом случае вам нужно внимательно посмотреть на расписание практики. Если вы будете отсутствовать пару лекционных дней – ничего страшного. Если же эти дни выпадают на проектную деятельность – обязательно укажите это в анкете. Мы будем решать с преподавателями, что делать в каждой конкретной ситуации.
Я еще не определился в конкретной сфере дальнейшего обучения, нравится и математика, и физика, и химия, и программирование. Возьмете?
С радостью возьмем, потому что на летней практике мы показываем, как эти направления могут очень удачно сочетаться друг с другом, так что выбирать и не придется.
Я не получил письмо–приглашение на практику! Меня не взяли?
Скорее всего, дедлайн по оглашению результатов еще не прошел. Подождите немного. На всякий случай проверьте папку спам.
Я получил письмо–приглашение на практику, но в списке на сайте меня нет. Это нормально?
Да, это нормально, прием и рассылка писем обычно идет в течение нескольких дней, а на сайт мы выкладываем уже окончательный список. Более того, даже в окончательный список могут вноситься незначительные изменения. Так что главное – это получить письмо от руководителя летней практики. Проверьте папку спам.
Должен ли я как-то специально подготовиться к летней практике?
Да, к практике нужно заранее подготовиться. Необходимые требования к подготовке зависят от конкретного проекта. После первого этапа отбора, с вами свяжется руководитель проекта и объяснит, что необходимо сделать.
У меня есть проблемы с удаленным доступом/пропуском в корпус/расписанием и т.д. К кому мне обращаться?
По техническим вопросам обращайтесь к Анаиде (anaida.vartanova@metalab.ifmo.ru). Либо пишите по общему адресу (physics@itmo.ru), мы сами отсортируем вопрос и передадим его Анаиде.
У меня есть вопрос относительно проекта/защиты/возможности пойти на годовую практику и т.д. К кому мне обращаться?
По вопросам, связанным с научной деятельностью, обращайтесь к Ксении (k.baryshnikova@metalab.ifmo.ru). Либо пишите по общему адресу (physics@itmo.ru), мы сами отсортируем вопрос и передадим его Ксении.
Если я подаю заявку на практику, обязан ли я потом поступать на Новый физтех?
Нет, не обязаны. Но мы не гарантируем, что после летней практики такое желание у Вас не появится)
Ученые создали новую метку для защиты товаров от подделок

Ее можно будет наносить на технику, лекарства, ювелирные украшения. Для проверки необходимо специализированное оборудование, что обеспечивает дополнительную гарантию в борьбе с пиратской продукцией. Работа опубликована в журнале Advanced Materials. Подробности в ITMO.NEWS.

Новый физтех объявил конкурс стипендий для магистрантов
Конкурс стипендий для магистрантов

Хорошо подготовился = хорошо заработал?  
У нас — да. Новый физтех открывает конкурс на получение стипендии для абитуриентов магистратуры.

  • Что такое конкурс стипендий и для кого он? 

Этот конкурс предназначен для абитуриентов, поступающих в магистратуру Нового физтеха. Конкурс стипендий — это своеобразный экзамен, по результатам которого будущим магистрантам  будет присвоена одна из трех степеней. От этой степени будет непосредственно зависеть сумма стипендии магистранта в течение первого семестра обучения. Конкурс будет состоять из письменных заданий и интервью. 

  • Зачем нужен этот конкурс?

Мы любим мотивированных студентов и готовы поддерживать их во всех смыслах, в том числе и финансово. Сейчас в сфере науки существует множество карьерных возможностей, и мы настаиваем на том, с помощью знаний можно хорошо зарабатывать. Почему бы не начать уже в магистратуре? 

Аспирантка Анна Михайловская получила престижную стипендию IEEE MTT-S Graduate Fellowship
Аспирантка Анна Михайловская получила престижную стипендию IEEE MTT-S Graduate Fellowship

Аспирантка Нового физтеха Университета ИТМО Анна Михайловская стала лауреатом международной премии профессиональной ассоциации IEEE Microwave Theory and Techniques Society в секции Medical Application. Это первая победа российского ученого в данной категории.

МТТ-S — это самое крупное международное сообщество ученых и представителей научных организаций, которые занимаются исследованиями в области радиочастотного, микроволнового и терагерцового излучений. Общество создано на базе Института инженеров радиоэлектроники и электротехники (IEEE) и регулярно проводит конкурсы на получение различных стипендий среди студентов и аспирантов.