Летняя практика

О программе

Каждое лето наши научные сотрудники предлагают выпускникам 10-х классов решать актуальные научные задачи под своим руководством
Наша главная идея – показать вам, школьникам, что, первое — физика интересна и многогранна, и второе — занимаясь физикой, вы сможете построить успешную исследовательскую карьеру.

Программа летней практики обычно включает в себя лекционную часть, где десятиклассники знакомятся с факультетом и прослушивают специальный курс по физике в доступном изложении, и практическую, которая включает работу над проектами под руководством преподавателей и учёных Нового физтеха ИТМО.

С 2020 году из-за ограничений на очные мероприятия школьники проходят практику в гибридном формате. Конечно, мы за живое общение, но по отзывам и вовлечённости участников ясно, что всю пользу, знания и любовь к физике отлично получается передать и в общении онлайн. А отдельный плюс — возможность пройти практику школьникам из регионов. 

В 2022 году мы сохранили эту возможность: практика пройдёт и в очном, и в дистанционном формате. Лекции будут общими, то есть в гибридном формате, а практические занятия участники пройдут в отдельных группах.

Формат и тематики Летней практики сохраняются год от года, с проектами прошлых лет вы можете ознакомиться ниже. Темы проектов этого года будут анонсированы в мае.

Полезные ссылки

Научный куратор практики
Ксения Барышникова
Senior Lecturer
k.baryshnikova@metalab.ifmo.ru
Контактное лицо
Анаида Вартанова
Специалист по учебно-методической работе
anaida.vartanova@metalab.ifmo.ru
Создание микрофлюидного миксера

Микрофлюидная задача для реализации на практике включает в себя проектирование, изготовление микрофлюидных миксеров с различными геометриями, с последующими экспериментами. Цель экспериментов - определить наилучшую разработанную топологию микроканалов микрофлюидного миксера для смешения двух флюидов.
Практика включает в себя:
1. Ознакомление с тематикой задачи – «микрофлюидные миксеры». [получение новых знаний]
2. Изучение технологии изготовления микрофлюидных устройств. [получение новых знаний]
3. Разработка нескольких топологий микрофлюидных чипов. [освоение навыков проектирования МФ устройств]
4. Изготовление разработанных МФ миксеров. [получение практических навыков производство МФ чипов]
5. Эксперименты с МФ чипами. [развитие скилов постановки экспериментов и обработки результатов]
6. Подготовка доклада в форме презентации по научному исследованию. [развитие навыков публичных докладов]

Научный руководитель
Команда проекта
Таисия Кислова, Арина Сенникова, Максим Рыжевнин, Фёдор Федоров
 

Я не знал ничего о работе физтеха. Эта практика многое рассказала. Лекционная и практическая части интересно и доступно объяснили, как можно применить знания на практике.

 

2021

 

Мне очень понравилась летняя практика! Я считаю, что это отличная возможность познакомиться с наукой и работой ученых. Мне было интересно работать над моим проектом, особенно мне понравилось то, что я смог применить свои навыки программирования в проекте. Также я рад, что имел возможность общаться с интересными людьми в рамках проекта.

 

2021

 

В практическом блоке понравилось все, особенно сдача проектов. Очень понравилась практика Юрия Кривосенко. Понятный, доступный, интересный и полезный материал для людей, которым интересна физика и математика.

2019

 

Организация очень понравилась! Курс был интенсивным и концентрированным. Полученные знания были предназначены не только для решения данной задачи, но и даны в общем объеме для дальнейшей работы в разных направлениях. В качестве пожеланий: составить четкое расписание занятий с привязкой по времени и кабинету!

2019

 

Из лекций понравилось все, в принципе. Очень круто было слушать что-то, что много школьников не услышат. Максимальная мотивация после данной практики. Я себя частенько чувствовал тупеньким, хотелось дотянуться. Так что огромное спасибо. В этом году мы были дистанционными слушателями, жалко, конечно. Но это огромный опыт дистанционного КРУТОГО образования. Так что ничего не меняйте, все максимально круто. В практической части понравилось моделировать, программировать, применять теор. знания на практике. Все классно. Спасибо всем за организацию и за участие.

2020

 

Все супер, кроме интегралов и логарифмов – их нет в школьной программе за 10 класс, непонятно, сложно (или хотя бы добавить их объяснение в доступном формате). Практика тоже понравилась. Только охранники не хотели пускать в корпус на Ломоносовской. Зато очень вкусное меню буфета. Передайте поварам спасибо. Желаем дальнейших успехов в вашей организаторской деятельности! P.S. Благодаря вам я поняла физику.

2019

 

Лекции вели интересные преподаватели, они не перегружали теорией и отвечали на вопросы, не связанные с темой лекции, но связанные с университетом и научной деятельностью. Практика тоже понравилась, но хотелось бы начало пораньше и перерыв подольше.

2019

 

Понравились отзывчивость преподавателя, понятное и спокойное объяснение. Михаил Жуков хорошо все объяснял и помогал в сложных моментах. Лекции были понятные и интересные.

2019

 

Понравились многие лекции, особенно, посвящённые непосредственно работе Нового физтеха, т. е. "профориентационная" часть практики. Лично мне было сложно сконцентрировать внимание; очень много знаний по очень разным темам за небольшой отрезок времени. Хотя для большинства это, наоборот, главный плюс. Понравилась возможность плотного общения с преподавателем. В том числе и во время вне практики. Наверное, я не стал бы менять ничего :-) Узнал ли я что-то новое для себя? Да, это точно. Раньше я ничего не знал ни о возможных направлениях работы физика, ни об их возможностях.

2020

 

Больше всего понравились экскурсии по оптолабе и безэховой камере. Даже не знаю, что можно было бы изменить, в принципе все было +- интересно, зависит от лектора и предмета рассказа, может больший упор на теорию и экскурсии, чтобы лекции были ближе к школьной программе, цепляли олимпиадные задачи и показывали красоту физики)) На практике понравилось разбираться, на чем основаны те или иные явления, наблюдать за моделированием в cst и конечно писать аналит. модель в питоне. очень классно писать код, который имеет явное практическое применение и теор. результат совпадает с моделированием(теперь опрос стал менее анонимным, но я хотел поделиться впечатлениями). Если практика и дальше будет проходить заочно, то, я думаю, можно попытаться сплотить коллектив и всем познакомиться на первом занятии, просто формат очень новый и сами участники практики навряд ли сделают первый шаг, а проект подразумевает работу в команде. Уверен, что с темами проектов проблем не возникнет, и они будут такими же классными! Узнал ли я что-то новое? Да! Слабо представлял себе раздел исследований, связанных с фотонными кристаллами, а благодаря практике на себе прочувствовал, что это такое! Понял, что знание языков программирования иногда очень помогает. Просто хочу сказать спасибо за организацию всей этой практики, у вас очень круто вышло для первого дистанционного опыта!!!

2020

 

Время, затраченное на лекции очень удобное. Не слишком много, не успеваем уставать или проголодаться, и при этом достаточно для понимание. Экскурсии тоже были прекрасной идеей, очень хотелось бы побывать во всех местах самостоятельно. Но здорово было бы потратить первый день на объяснение понятийного аппарата всех, кто читал лекции… В рамках практического блока вся неделя была теоретическим подводом к тому, чтобы мы самостоятельно в конце сделали проект. Понравилось, что получился результат. понравилось, что сначала нас ввели в понятия и было легко позже с ними работать. Понравилось, что были отклонения от темы, касающиеся ее косвенно, но очень интересные. Почему-то пришла идея добавить в проекты к школьникам пару студентов-первокурсников, из интереса… Конечно, я узнала что-то новое, собственно, все было новым, тема проекта включала в себя слово, мне неизвестное, и чтобы вобрать по максимуму я выбрала ее. Практика не изменила мое представление о деятельности физика, т.к. про то, как работают волны и вообще звук я не имела представления, так что нечего менять.

2020

 

Очень здорово было получить краткий экскурс в новейшие области науки и, соответственно, стимул изучать темы дальше) Кроме того, возможность познакомиться с научными сотрудниками и побывать хоть виртуально в лабораториях - это классно! Мне кажется, главное, что хочется добавить - количество дней) На самом деле, было бы интересно получить так же различные ссылки на материалы/программы/статьи для изучения, полезные и содержательные с точки зрения лекторов. На практике понравилась больше всего возможность поработать удаленно на компьютерах - в моем случае в cst, а так же получить практическое применение своим знаниям и навыкам программирования, а главное - по интересной и актуальной теме. Конечно, очень хочется проводить эксперименты и опыты, но в современной ситуации, опять же хотелось бы увеличить спектр рассматриваемых задач (как и время на работу), и, возможно, работать по двум направлениям - потому что выбрать сложно и хочется поучаствовать хотя бы в двух (быть может это возможно реализовать посменно ?) В целом, очень много новой информации и хочется узнать еще больше! (и поработать на годовой практике тоже))) Спасибо вам огромное за эту практику❤❤❤

2020

 

Больше всего понравились интерактивные лекции и дистанционные экскурсии, было очень интересно) Возможно, было бы неплохо поменять порядок лекций, потому что лекции первого дня показались более сложными для понимания, чем последующие. В практическом блоке понравились индивидуальный подход руководителей проекта, очень подробное и понятное объяснение, уютная атмосфера работы в команде. Оптика и физика субволновых тел меня теперь очень заинтересовала. По поводу работы физика, я даже не представлял, что всего лишь за неделю школьники смогут вообще что-то весомое сделать, а оказалось, что мы научились моделировать поведение волн в профессиональной программе и получили в качестве результата фотонный кристалл, много новых и интересных знаний, а также незабываемые эмоции.

2020

 

В лекционной части понравилась возможность задавать вопросы, доступный формат. Можно было бы добавить вопросы для того, чтобы подумать после лекции. На практике было очень увлекательно, много новой информации и прокачка скиллов. Практика определенно изменила мое представление о работе физика. Теперь, есть над чем задуматься. Спасибо за эти 2 недели, я очень рада, что смогла принять участие в данной практике, надеюсь, что такая возможность у меня не последняя (я живу не в Питере).

2020

 

Занятия с Юрием Кривосенко подарили большой объем знаний за малое время и незабываемые впечатления.

2019

Я хочу попасть к Вам на летнюю практику. Что я должен для этого сделать?

Заполнить анкету на сайте максимально подробно и ждать оглашения результатов отбора.

Вы берете школьников только из физмат школ?

Нет, не только, однако ваша физмат подготовка имеет значение. Поэтому укажите любые достижения в этой области в анкете.

Прохождение практики дает бонусы при поступлении в ИТМО?

Нет, не дает.

Летняя практика — это платно?

Это бесплатно!

Зачем мне проходить практику у вас?

Для того, чтобы примерить на себя роль студента физического факультета и ученого и узнать больше об исследовательской работе.

Но для успешного прохождения практики необходим в первую очередь интерес к проектной деятельности по предлагаемым нами тематикам, а также к самому Новому физтеху. Пожалуйста, не нужно записываться к нам ради галочки)

Я не закончил 10-й класс, но хочу прийти на практику. Могу ли я подать заявку?

Заявку подать вы можете в любом случае, но нужно понимать, что для прохождения практики требуется довольно высокий уровень знаний. Ученики младших классов редко соответствуют этому уровню в силу объективных причин. Не огорчайтесь и поддавайтесь через год!

Я обожаю олимпиадные задачки! Я ведь правильно понимаю, что у вас на практике я покажу класс?

Не совсем. Олимпиады — это здорово, но деятельность ученого далека от решения олимпиадных задач. Мы не будем решать с вами задачки, зато покажем, как работают настоящие ученые.

Я очень хочу попасть к Вам на практику, но первые два дня/последние два дня/два дня в середине попадают на экзамен/сплав/стажировку в Яндексе. Я автоматически пролетаю?
В этом случае вам нужно внимательно посмотреть на расписание практики. Если вы будете отсутствовать пару лекционных дней – ничего страшного. Если же эти дни выпадают на проектную деятельность – обязательно укажите это в анкете. Мы будем решать с преподавателями, что делать в каждой конкретной ситуации.
Регистрация на сайт уже открыта, а расписания практики и описания проектов там нет!
Это нормально. Регистрация открывается раньше, чем формируется расписание. Если Вы сомневаетесь, лучше подождать – расписание на сайте появится обязательно до конца дедлайна подачи анкет. Описание проектов же может появиться еще позже, поэтому лучше ориентируйтесь на проекты прежних лет. Мы не повторяем проекты, но тематики остаются схожими.
Меня уже взяли на практику, а я до сих пор не увидел описания проектов.
Это тоже нормально, знакомство с проектами производится плавно в течение всей практики, просим вас не торопить события, у всех будет возможность распределиться по своему желанию. Момент распределения вы точно не пропустите.
А если все захотят делать один проект?
Да, такое бывает, что к одному преподавателю хочет чуть ли не половина потока. В этом случае мы всегда предложим максимально сходные проекты, а с преподавателем обсудим возможности расширения группы. Но в целом будем стремиться к равномерному распределению по группам.
Я люблю астрономию (и даже выигрывал(а) олимпиады по ней). В будущем планирую заниматься ею профессионально. Хочу понять, что меня ждет, возьмете на практику?
Астрономию мы тоже любим, но, к сожалению, нет, скорее всего, не возьмем. На нашем факультете не изучают астрономию, и у нас нет научных проектов в этой области.
Я еще не определился в конкретной сфере дальнейшего обучения, нравится и математика, и физика, и химия, и программирование. Возьмете?
А вот в этом случае как раз с радостью возьмем, потому что на летней практике мы показываем, как эти направления могут очень удачно сочетаться друг с другом, так что выбирать и не придется.
Я не получил письмо–приглашение на практику! Меня не взяли?
Скорее всего, дедлайн по оглашению результатов еще не прошел. Подождите немного. На всякий случай проверьте папку спам.
Я получил письмо–приглашение на практику, но в списке на сайте меня нет. Это нормально?
Да, это нормально, прием и рассылка писем обычно идет в течение нескольких дней, а на сайт мы выкладываем уже окончательный список. Более того, даже в окончательный список могут вноситься незначительные изменения. Так что главное – это получить письмо от руководителя летней практики. Проверьте папку спам.
Должен ли я как-то специально подготовиться к летней практике?
Иногда преподаватели удаленного формата попросят Вас приготовить что-то недорогое для интересных опытов в домашних условиях. Не переживайте, это будет объявлено заранее, и будет стоить не дороже канцелярских ножниц.
У меня есть проблемы с удаленным доступом/пропуском в корпус/расписанием и т.д. К кому мне обращаться?
По техническим вопросам обращайтесь к Анаиде (anaida.vartanova@metalab.ifmo.ru). Либо пишите по общему адресу (physics@itmo.ru), мы сами отсортируем вопрос и передадим его Анаиде.
У меня есть вопрос относительно проекта/защиты/возможности пойти на годовую практику и т.д. К кому мне обращаться?
По вопросам, связанным с научной деятельностью, обращайтесь к Ксении (k.baryshnikova@metalab.ifmo.ru). Либо пишите по общему адресу (physics@itmo.ru), мы сами отсортируем вопрос и передадим его Ксении.
Если я подаю заявку на практику, обязан ли я потом поступать на Новый Физтех?
Нет, не обязаны. Но мы не гарантируем, что после летней практики такое желание у Вас не появится)
Ученые создали новую метку для защиты товаров от подделок

Ее можно будет наносить на технику, лекарства, ювелирные украшения. Для проверки необходимо специализированное оборудование, что обеспечивает дополнительную гарантию в борьбе с пиратской продукцией. Работа опубликована в журнале Advanced Materials. Подробности в ITMO.NEWS.

Новый физтех объявил конкурс стипендий для магистрантов
Конкурс стипендий для магистрантов

Хорошо подготовился = хорошо заработал?  
У нас — да. Новый физтех открывает конкурс на получение стипендии для абитуриентов магистратуры.

  • Что такое конкурс стипендий и для кого он? 

Этот конкурс предназначен для абитуриентов, поступающих в магистратуру Нового физтеха. Конкурс стипендий — это своеобразный экзамен, по результатам которого будущим магистрантам  будет присвоена одна из трех степеней. От этой степени будет непосредственно зависеть сумма стипендии магистранта в течение первого семестра обучения. Конкурс будет состоять из письменных заданий и интервью. 

  • Зачем нужен этот конкурс?

Мы любим мотивированных студентов и готовы поддерживать их во всех смыслах, в том числе и финансово. Сейчас в сфере науки существует множество карьерных возможностей, и мы настаиваем на том, с помощью знаний можно хорошо зарабатывать. Почему бы не начать уже в магистратуре? 

Аспирантка Анна Михайловская получила престижную стипендию IEEE MTT-S Graduate Fellowship
Аспирантка Анна Михайловская получила престижную стипендию IEEE MTT-S Graduate Fellowship

Аспирантка Нового физтеха Университета ИТМО Анна Михайловская стала лауреатом международной премии профессиональной ассоциации IEEE Microwave Theory and Techniques Society в секции Medical Application. Это первая победа российского ученого в данной категории.

МТТ-S — это самое крупное международное сообщество ученых и представителей научных организаций, которые занимаются исследованиями в области радиочастотного, микроволнового и терагерцового излучений. Общество создано на базе Института инженеров радиоэлектроники и электротехники (IEEE) и регулярно проводит конкурсы на получение различных стипендий среди студентов и аспирантов.