Оливер Грейдон (Oliver Graydon) более десяти лет является шеф-редактором Nature Photonics — наиболее престижного международного журнала, публикующего результаты оригинальных исследований в области оптики и фотоники. Накануне он приехал в Университет ИТМО, где посетил лаборатории Международного научно-исследовательского центра нанофотоники и метаматериалов, познакомился с работами молодых ученых вуза, а также сходил в Музей оптики. В интервью ITMO.NEWS Оливер Грейдон рассказал о том, какие главные, на его взгляд, изменения произошли в российской науке за последнее время, что его больше всего удивило в Петербурге, а также дал несколько советов молодым ученым, которые хотят публиковаться в крупных международных научных журналах.

На прошлой неделе вы выступили на конференции по нанофотонике и метаматериалам МЕТАНАНО, которую ежегодно проводят сотрудники физико-технического факультета Университета ИТМО. И, насколько я знаю, это ваш первый визит в Петербург и вообще в Россию.
Да, совершенно верно, я впервые в России, в Петербурге и в Университете ИТМО, в частности. Побывать в России было очень важно для меня, и этому есть несколько причин.
Во-первых, я хотел составить представление о разработках в области оптики в России. Сейчас я пока не получаю достаточного количества информации о российских разработках и хотел бы изменить эту ситуацию, дать понять людям, что мы рады видеть их работы на страницах Nature Photonics.
Также я хотел бы пополнить пул рецензентов, так как в России много экспертов в этой области. На мой взгляд, лучший способ сделать это — приехать самому и встретиться с ними лицом к лицу.
Эти десять дней были очень успешными — до такой степени, что я почти наверняка решил приехать в Москву в следующем году и посетить там несколько учебных заведений. Я хотел бы снова встретиться с людьми лично, чтобы составить представление об их работе и выстроить рабочую коммуникацию. Наука абсолютно интернациональна. И я хотел бы публиковать лучшие научные работы в мире, вне зависимости от места их происхождения.
Многие сходятся во мнении, что еще относительно недавно деятельность российских ученых была не так открыта международному сообществу. На ваш взгляд, какие главные изменения произошли за последние годы?
Здесь я хотел бы подчеркнуть несколько вещей. Во-первых, Россия имеет замечательную историю науки, особенно в области фотоники. Можно вспомнить изобретение лазера, изобретение полупроводникового лазера — русские ученые играли очень важную роль в этой области. У России много нобелевских премий, в том числе связанных с фотоникой. Русские теоретики в этой области всегда были очень сильны, это общеизвестный факт.
В эпоху интернационализации мы наблюдаем укрепление сотрудничества между российскими учеными и международным научным сообществом. Хорошим примером этому может служить активная коллаборация между Россией и Австралией, о которой я услышал здесь. Также я увидел, что у вас налажено сотрудничество с Университетом Шеффилда и многими другими вузами мира.
Другой момент, который я бы хотел отметить. Точнее даже два момента, которые бросились мне в глаза за время, проведенное тут. Во-первых, у вас много молодых людей, которые заинтересованы в научной карьере. Я увидел, что в научных группах работает очень много молодых специалистов. И, на мой взгляд, это добавляет работе драйва, энтузиазма, амбиций, позитива.
И второй интересный момент: у вас много женщин, которые вовлечены в исследования. Это очень, очень хорошо. Во время моих поездок в различные учебные заведения я не вижу столько женщин, занимающихся фотоникой, сколько я бы хотел видеть. Будет здорово, если Россия станет примером, которому может следовать остальной мир.
Полный текст интервью читайте на ITMO.NEWS
Елена Меньшикова
Редакция новостного портала